В столице показали нестандартное советское искусство сталинской поры

Автор: admin , 29 Дек 2009

Громкий проект Борьба за знамя , открывшийся вчера в Новом Манеже, подготовлен десятком музеев и учреждений, предоставивших почти неизвестные картины и фотографии. Он проливает новый свет на советское искусство между Троцким и Сталиным . Фигура Троцкого в этом контексте возникла как альтернатива махровому соцреализму Сталина. Кураторы считают, что вплоть до середины 30-х годов в Стране Советов существовало левое искусство, которое потом было сметено диктатурой реализма и сервильным восхвалением вождя. Свое название Борьба за знамя выставка получила от картины Бориса Голополосова 1927 года, в экспрессионистской манере изображающей нечто среднее между восстанием и демонстрацией: иные подумали бы, что на холсте кадр из голливудского хоррора с ожившими мертвецами (так истощены и озлоблены революционеры). Голополосова за излишний модернизм в 1938-м исключили из Союза художников, он оказался выброшен на обочину арт-движения, где создавал пессимистические образы типа Одиночества или Портрета сумасшедшего . Большинство художников в этой экспозиции пережили примерно одно и то же сильный подъем в 1920-е и удар по рукам в 30-е, когда всякие изыски и модернистские пережитки были приписаны миру уходящему.Идеологи нынешнего шоу и, прежде всего, критик и искусствовед Екатерина Деготь основывали свой выбор произведений (очень редких, выуженных, например, из запасников РОСИЗО) на двух посылах. Во-первых, полагают они, в советском искусстве был период, когда независящие от рынка художники творили искренне и смело. Во-вторых, в 20 30-е годы возник особого рода соцмодернизм (альтернатива соцреализму), искусство левое по идеям и авангардное по форме.Так, подготовка выставки Индустрия социализма 1938 года подстегнула живописцев на создание полотен, посвященных будням строек, фабрик и заводов. Эти полотна взять хотя бы монтажников-циркачей на картине Да здравствует строй СССР! Федора Богородского невероятно напоминали творения европейских футуристов. Сравнить очень легко стоит просто зайти в Пушкинский музей, где как раз и открылась футуристическая ретроспектива. Центральным экспонатом в Манеже стал воссозданный фотомонтаж Эль Лисицкого и Сергея Сенькина для выставки Пресса в Кельне (1929 год). На нем без прикрас и по-конструктивистски хлестко показываются народные массы постреволюционной республики.Хотя кураторы всячески открещиваются от сталинской роскоши (а именно она и привлекала зрителей к такого рода проектам), сопоставления напрашиваются сами собой. Все представленные художники, сами того не предполагая, пародируют классические полотна соцреализма со счастливыми пионерами, обилием хлебов и античного вида атлетами.

Отзывов: 5

« Comments

Спасибо

13/04/2010

Я считаю, что Вы не правы. Я уверен. Пишите мне в PM, поговорим….

Он проливает новый свет на советское искусство между Троцким и Сталиным …..

16/04/2010

Вы попали в самую точку. В этом что-то есть и мне кажется это хорошая идея. Я согласен с Вами….

Кураторы считают, что вплоть до середины 30-х годов в Стране […….

12/05/2010

Корсунов Роман Сергеевич…

Корсунов Роман Сергеевич

20/06/2010

Добрый вечер! mason@sportbul.ru ” rel=”nofollow”>……

С уважением,…

« Ваш отзыв